среда, 19 декабря 2012 г.

технорабство

Чем отличается пользователь от раба? Для Instagram теперь – ничем. В январе 2013-го этот популярный сервис обработки мобильных фото превращается в крупнейший фото-сток планеты. Его беспрецедентным ноу-хау станет то, что авторы фотографий ничего не получат. Согласно новым правилам, пользователь предоставляет Instagram «не-эксклюзивную, полностью оплаченную, безгонорарную, сублицензируемую, передаваемую и международную» лицензию на свой контент. «...любая организация-субъект права может платить нам за показ твоих… фото… без какой-либо компенсации тебе». Техно-публицист Reginald Braith перевёл это следующим образом: «Вы не наши клиенты, вы – скотина, которую мы везём на рынок и продаём тому, кто больше заплатит. Наслаждайтесь своим кормом и продолжайте давать молоко». Кроме того, Instagram отныне «не несёт ответственности за раскрытие контента, который вы предоставляете», что означает – ваши личные фото могут оказаться в открытом доступе. Нововведения уже получили ироничное прозвище «suicide note». Пользователи подняли шум, и призывают бойкотировать сервис, удалив свой тамошний аккаунт до 16-го января 2013-го года. Скандал вокруг Instagram – это ещё один повод задуматься о том, действительно ли ты контролируешь своё сетевое тело. Сегодня очевидно: всё, что ты постишь, комментируешь, отмечаешь или тэгируешь; все твои статусы, аватары и бэйджи – всё это кибер-Ты, принадлежащий кибер-Другому. Сервисы появляются и становятся важной частью твоей повседневности. Многие из них приносят пользу, радость и новые возможности. Без некоторых из них, – как, например, электронной почты или социальной сети – уже невозможно представить себе эффективные современные коммуникации. Но какова цена? Ты просто проваливаешься в эту прикольную сахарную вату и забываешь, что за ней стоят какие-то совершенно отмороженные кровопийцы. Они подтираются младенцами, ширяются позолотой и производят сверкающие манки – погремушки, вызывающие веселье и зависимость. Рождаясь открытыми, бесплатными и привлекательными, сервисы растут и сужаются, предлагая, в итоге, весьма непростой выбор: полностью отказаться от интересной тебе функции, или отдать за неё контроль над своей информацией. Социальность становится предметом торгов и вымогательств. Средства, которые служили инструментами поддержания связей с другими людьми, всё более напоминают орудия шантажа. Сегодня уже не так важно, 20 у тебя фрэндов на Facebook, или 20 тысяч – если ты хочешь с ними чем-то поделиться – плати за promotion своих постов. В противном случае, только ~10% твоих контактов увидят, что ты там вякаешь. Параллельно Facebook фильтрует контент, основываясь на том, что ты уже лайкал, использовал и покупал. Т.е. вероятность открыть что-то новое – снижается, связь между пользователями – становится всё более эфемерной, и каждому приходится буквально продираться друг к другу сквозь очередные находки циничных маркетологов с оловянными взорами. Другой пример макабрического вырожденца – корпорация Google. Недавно один мой приятель в полной мере испытал на себе реальность её власти. Решив зарегистрировать новый канал на YouTube, он зашел в систему через свой Gmail, указал название канала и неправильную дату рождения. В результате, Google тут же заблокировал его аккаунт и сообщил, что если он не будет разблокирован в течение 29-й дней, вся электронная почта, файловый архив на Google Drive, подписки в Google Reader, видео на YouTube и прочие ценные данные будут удалены. Чтобы разблокировать свой аккаунт, мой приятель, который ценит свою анонимность и не хочет делиться правдивыми данными о себе с людьми, о которых ему ничего не известно,  должен отослать в Google скан своего паспорта, либо перевести с банковской карты $1. Это и есть шантаж – девиртуализируйся, или мы прикончим твою информацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.